Новые схемы управления многоквартирными домами (МКД) разработали депутаты Госдумы с экспертами сферы ЖКХ. Доклад с тремя вариантами реформы управления МКД направлен в Минстрой.
Сейчас есть три способа управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками, управление товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом и управление управляющей организацией (УО).
Рабочая группа при думском комитете с участием экспертов отрасли разработала возможные сценарии трансформации системы управления МКД. Первый вариант - "Консервативный", он предполагает сохранение системы лицензирования управляющих организаций с точечным изменением регулирования в части перераспределения полномочий между органами власти и ужесточения лицензионных требований. В частности, предусматривается разгрузка госжилинспекции (ГЖИ) от "административно-бумажных" функций, отмечает Пахомов.
Второй сценарий - "Прогрессивный", которым предусматривается переход на обязательное саморегулирование управляющих организаций. Большинство полномочий в сфере контроля и надзора предполагается передать в саморегулируемые организации (СРО), одновременно установив государственный контроль и надзор за СРО, в том числе включением чиновников в их органы управления. В каждом регионе будет действовать одна СРО, также предполагается создание Национального объединения таких СРО. "Опыт саморегулирования в других отраслях показывает разные результаты. Скажем так, есть очень хорошие примеры, и если взять их за основу, то конструкция даст необходимый результат", - отмечает Пахомов.
Третий вариант - "Альтернативный". Это переход к институту региональных операторов управления жилищным фондом. Предполагается передать рынок управления жилищным фондом государству, упразднить институт управляющих организаций и ввести институт эксплуатирующих организаций, которые будут проходить процедуру аккредитации у регионального оператора. При этом есть высокие риски монополизации рынка, снижения инвестиционной привлекательности сферы управления МКД, а также существенного увеличения нагрузки на бюджетную систему.
Наиболее предпочтительным назван "Прогрессивный" сценарий. Эксперты отмечают, что положительный опыт саморегулирования оценочной, аудиторской, антикризисной деятельности подтверждает эффективность этого варианта.
Источник информации: Российская газета
|